Интересно о шалях
Как к лицу тебе, родная, эта темно-вишневая шаль!
(материалы
сайта Женский клуб)
Вы замечали, как часто в романсах упоминаются шали и
платки? "На прощанье шаль с каймою ты на мне узлом стяни, как
концы ее с тобою мы сходились в эти дни"… "В этой шали я с ним
повстречалась"… "Синенький скромный платочек падал с опущенных
плеч"… Поэты и певцы прочно утвердили эту деталь женского
туалета в роли романтического атрибута.
И действительно, различные шарфы, шали косынки вносят в
женский костюм дополнительное своеобразие и изящество. С их
помощью можно подчеркнуть хорошую осанку, легкость движений …и
даже создать иллюзию девической скромности. Недаром его так
любили наши предки. Обратимся к истории этого аксессуара.
В 18 веке были в моде большие газовые и кисейные косынки.
Их концы завязывали под край выреза корсажа, создавая
впечатление необходимого для красавицы того времени высокого
бюста.
На рубеже 18-19 веков вошли в моду большие кашмирские шали.
Они изготовлялись в Кашмире (Индия) с 15 века из тонкой шерсти
тибетских коз. В Европу первую такую шаль привез Наполеон
Бонапарт в подарок своей любовнице Жозефине по возвращении из
египетского военного похода. Эта деталь прекрасно дополняла
носимые в то время платья с завышенной талией в стиле ампир.
Надо думать, что не только изумительные красота и мягкость
способствовали росту популярности этих шалей, но и то, что
ампирные туалеты были, при всей их привлекательной легкости и
прозрачности, очень холодными. А климат Парижа все-таки
несколько отличался от климата Древней Греции, подражая
жительницам которой француженки носили эти "псевдотуники". Врачи
умоляли запретить эту моду, предлагая дамам отправиться на
кладбище Пер-Лашез и посмотреть, сколько хорошеньких ветрениц
умерло из-за нее от простуды. Однако женщины, не желавшие
расставаться с обольстительными нарядами, предпочли решить
проблему проще и стали греться с помощью новинки – теплых шалей.
На многих портретах того времени можно видеть этот новый предмет
роскоши.
В России шали сначала привозили из-за границы, а затем
стали делать и у себя. Среди русских шарфов и шалей выделялись
так называемые Колокольцевкские. Особенностью этих изделий было
то, что они ткались "на оба лица", то есть без изнанки, и
делались из тонко спряженного козьего пуха. Эта техника была
абсолютно уникальна. Сейчас несколько колокольцевских шалей
хранится в крупных музеях, например в Эрмитаже.
В начале 1820 годов модные журналы рекомендуют клетчатые
"шотландские" кашемировые шали и черные шали с цветной каймой. В
30-е годы 19 века к бальным туалетам полагались шарфы из
прозрачных тканей, затканных золотым или серебряным узором, а
также мантильи из черного кружева.
В то время как дамы из высшего общества украшали себя
невесомыми шарфами-"паутинками", женщины из народа обязаны были
прятать волосы под плотными "платами" (прекрасно изображенными
во всем своем разнообразии на картине Сурикова "Боярыня
Морозова"), позже трансформировавшимися в более тонкие и удобные
ситцевые платки. Для небогатых крестьянок платок был, наряду с
дешевыми бусами и тесьмой, одной из немногих возможностей,
расцветить и украсить свой скромный наряд. Поэтому цвета
ценились яркие: розовый, желтый, голубой. Зимой, с овчинным
полушубком, носили темные платки, при наличии денег – и шали. В
особенности они были популярны в купеческой среде. “Богатая”
шаль - непременное дополнение наряда купчихи на картинах
Кустодиева, Малевича, Маковского.
Ну а теперь перенесемся из 19 века в наше время. Как и сто
с лишним лет назад, в подмосковном Павловском Посаде
производятся знаменитые русские платки и шали. Традиционный
сувенир, привозимый туристами из России, - расписная шаль. Чаще
всего художники используют черный, темно-красный и кремовый фон,
но если брать не у перекупщиков, а на фабрике, то есть
вероятность приобрести ярко-синюю или вишневую модель. Орнамент,
как правило, растительный: розы, георгины, ромашки незабудки и
сочная зелень листьев. Края отделываются бахромой. Национальный
колорит этих шалей весьма оживляет черные и серые краски зимней
одежды.
Что же касается платка, то его считают “своим” приверженцы
разных стилей. Шелковый платок - каре - непременный атрибут
успешной деловой женщины. Выставка таких платков фирмы “Hermes”
проходила, ни много ни мало, - в Кремле! Стоят они дорого, но,
как говорится, они того стоят.
А самые озорные варианты платочков носили в 50-е годы с
приталенными кофточками и широкими “диоровскими” юбками. В
культовой комедии того времени “Римские каникулы” с
суперпопулярным Грегори Пеком и Одри Хепберн превращение главной
героини из скромницы-принцессы в раскованную девчонку
знаменуется тем, что девушка делает стрижку, закатывает рукава
белой блузки и... повязывает на шею крошечный игривый платочек.
Елена Ефремова
Источник:
http://www.girlsclub.ru/history/41.htm
ВОЗВРАТ
|